Меню

SAP нас покидает: почему вам не нужно бежать и все менять

В сентябре 2023 г. стало известно, что ведущий мировой производитель ПО для управления бизнес-процессами в разных отраслях SAP уходит из России. Техническая поддержка, а вместе с ней обновления ПО станут недоступными для российских пользователей с 1 января 2024 года. Следом в СМИ прокатилась волна публикаций, гласящих, что бизнесу придется пережить кризис перехода с SAP на некие аналоги, которые еще и не являются полноценными. Насколько эти прогнозы соответствуют реальности разбираемся вместе с экспертом SAP ERP с 18-летним опытом Дмитрием Беланом.

В сентябре 2023 г. стало известно, что ведущий мировой производитель ПО для управления бизнес-процессами в разных отраслях SAP уходит из России. Техническая поддержка, а вместе с ней обновления ПО станут недоступными для российских пользователей с 1 января 2024 года. Следом в СМИ прокатилась волна публикаций, гласящих, что бизнесу придется пережить кризис перехода с SAP на некие аналоги, которые еще и не являются полноценными. Насколько эти прогнозы соответствуют реальности разбираемся вместе с экспертом SAP ERP с 18-летним опытом Дмитрием Беланом.

Проблемы не начнутся мгновенно

Уход SAP из России можно сравнить с уходом автопроизводителя и дилера. Предположим, хозяин имел новый современный внедорожник одного из топовых международных брендов, и внезапно этот и все остальные мировые дилеры и производители ушли из России. Что в таком случае сделает хозяин автомобиля? Посмотрите на улицы крупных городов, где ездило много таких автомобилей. Посмотрите на ваших знакомых владельцев таких автомобилей, и вы увидите ответ.

Безусловно, уход таких дилеров вызовет некоторые проблемы. Например покупка новых моделей и поставка оригинальных запчастей будет возможна по серым схемам, что повлечет удорожание, увеличение сроков и риски. Со временем скорее всего сократится персонал и упадет его квалификация. Но, во-первых, проблемы не начнутся мгновенно. Во-вторых, появятся дополнительные предложения по изготовлению неоригинальных запчастей и даже повысится квалификация персонала в этой области. Кастомизированный тюнинг станет более глубоким.

Далее многое будет зависеть от стратегического взгляда на долгосрочную перспективу владельца. Убежден ли он что уход дилера произошел надолго? Стоит ли выбрать отечественный или условный китайский бренд на перспективу? Предполагается ли в будущем выезд компании на «западные территории», насколько далеко и глубоко?

Разница между «окологосударственниками» и «международниками»

Теперь вернемся ближе к существующей теме использования SAP в российских компаниях. На мой взгляд, большие компании, использующие SAP, можно разделить на «окологосударственные» и «международные». Очевидно, что «окологосударственные» по политическим причинам стараются обеспечить максимальную независимость от иностранных систем из «недружественных» стран. По этим причинам внутри них усилия направлены на переход на отечественные аналоги, инвестиции в развитие отечественных аналогов, ну или, как минимум отказ, от закупки новых решений SAP, построение планов полного импортозамещения.

Для, условно, «международных» компаний в России можно наблюдать открытие и продолжение проектов на базе SAP. Здесь, конечно, тоже есть подстраховки и планы на российское ПО, но категорического отказа не наблюдается.

Зависим ли российский бизнес от обновлений?

Если посмотреть объективно и вспомнить опыт некоторых российских компаний, то можно увидеть, что некоторые из них не спешили переходить на S/4 HANA и другие предлагаемые SAP современные решения по мере их появления. Такие компании, сделав однажды внедрение актуальной на свой момент версии системы, остановились на ней и продолжали поддерживать и кастомизировать ее при помощи своей достаточно большой и сильной внутренней команды. При этом, такие компании при помощи ABAP создавали свои транзакции, интерфейсы и даже корпоративные функциональные модули для глубокой кастомизации своих процессов. Сырые на первый взгляд разработки за десяток другой лет совершенствования становились надежными и производительными. Ядро SAP, несомненно, оставалось и остается сейчас, но многие кастомизированные процессы, разработанные конкретно под компанию, поддерживаются внутренними специалистами. Разумеется, команда, система и компания после этого сильно связаны между собой, не могут и не хотят сильно меняться.

Типовые решения не являлись панацеей

Стоит также отметить, что внедрение информационных систем типа SAP и раньше для России являлось более сложной и трудоемкой задачей по сравнению с аналогичными внедрениями в других странах. Это было хорошо заметно по ролл-аут проектам, в которых я участвовал. Бизнес-процессы филиалов других стран какой-либо международной корпорации легко подходили под общее шаблонное решение. Однако, когда требовалась адаптация шаблона для филиала из России к местному законодательству и бизнес-практикам, то здесь «ломалось» много «копий». Таким образом, российские компании исходно отличаются тем, что требуют глубокой кастомизации. А если к тому же будут отсутствовать ограничения со стороны международной части бизнеса, то кастомизация станет еще более глубокой. Это ведет к тому, что для компании будет не столько требоваться появившаяся новая популярная технология, приносимая вендором, сколько что-то сделанное глубоко для себя. Это будет вести к усилению разрыва.

Остается лишь сделать выводы:

  1. Отказ от SAP в российских компаниях происходит сегодня в основном только в «окологосударственных» компаниях и далеко не сразу, а по долгосрочному плану.
  2. Использование SAP в старых версиях возможно, и давно применяется во многих российских компаниях наряду с глубокой кастомизацией.
  3. Если представить перспективу на 5-10 лет, то это приведет к очень глубокой кастомизации существующих на данный момент в компаниях SAP-системы и постепенной заменой ее другими системами.
  4. На сегодняшний момент сократились проекты и частично пропал персонал, но проекты и соответствующая работа в России имеются.

Автор: Дмитрий Белан

Источник: IT Channel News.