Меню

Отток айтишников из России. Какой выход?

Компьютерщик, сисадмин, айтишник. Профессия эта во все времена была штучной. Поставить на поток подготовку талантов, наверное, в принципе невозможно. Как результат – острый и уже давний дефицит работников IT-сферы. Как искать выход?

Компьютерщик, сисадмин, айтишник. Профессия эта во все времена была штучной. Поставить на поток подготовку талантов, наверное, в принципе невозможно. Как результат – острый и уже давний дефицит работников IT-сферы. Как искать выход? 

Об этом издание iView спросило руководителя департамента цифровых решений Агентства «Полилог», разработчика POLYCODE Людмилу Богатыреву.

— Россию сегодня взяли в кольцо санкционного противодействия, и страны нас просто нет иного пути, кроме развития тренда на импортозамещение, включая цифровую отрасль. Но реалистична ли эта задача, учитывая серьезный отток мозгов за рубеж, особенно сейчас?

— Успешность импортозамещения зависит от нескольких факторов – инвестиций в рынок и кадров. Тратятся колоссальные деньги. В этом году Российский фонд развития информационных технологий поддержал 131 проект, профинансировав 10,4 млрд рублей. «Сколково» выделил 2,2 млрд руб. на 28 проектов, Фонд Бортника – 7,35 млрд руб. на 587 проектов. Государство действует правильно, вливая деньги в рынок.

Теперь что касается интеллектуальной миграции. Действительно, она усилилась после объявления частичной мобилизации. Но важно понимать, что кадровый голод в сфере IT – это системная проблема. Дефицит кадров был давно. Он возник, когда отрасли одна за другой начали активно диджитализироваться. Еще в 2021 году Дмитрий Чернышенко говорил о том, что России не хватает 1 млн айтишников. (В этом году ситуация еще более обострилась – по оценкам экспертов, из России с конца ферваля могли уехать более 100 тыс. специалистов IT-сферы, – прим. ред.).

Государство, осознавая эту проблему, уделяет внимание образованию. До 2024 года на «цифровые кафедры» в вузах планируется принять 385 тысяч студентов. Для этого планируется создать не менее 80 тысяч новых бюджетных мест. Уже сейчас такие программы открыты в РАНХиГС, МГИМО и других вузах. Кроме того, на портале Госуслуг открылась запись на обучение цифровым специальностям от ведущих российских сервисов онлайн-образования со скидками до 100%. Количество IT-специалистов увеличится уже в среднесрочной перспективе. 

Я считаю, что не нужно опускать руки из-за множества сложностей в текущий момент. Российский рынок будет развиваться, страна сможет выращивать новые кадры, поэтому задача по успешному импортозамещению в IT вполне выполнима.

—  Почему творения российских IT-разработчиков пока явно проигрывают зарубежным аналогам, даже в современных условиях, когда западные конкуренты уходят с российского рынка?

— А почему на российском рынке доминируют зарубежные аналоги? На мой взгляд, потому что в период 90-2000-х приоритет отдавался более опытным игрокам западного рынка, в результате чего российские компании не получили должного внимания и инвестиций, чтобы развивать отечественные продукты. 

Возьмем тот же SAP. Это не только миллионы строк кода, но и клиентский опыт, накопленный за десятилетия использования во всем мире. Это определяет зрелость данного решения. Создание отечественных систем уровня SAP возможно, но на это требуются годы даже при колоссальном вливании денег. На создание конкурирующей с SAP системы может уйти от 7 до 10 лет. Не стоит строить иллюзий, что Россия заместит SAP за год, но двигаться в данном направлении однозначно нужно.  

— В каком направлении должна развиваться отечественная цифровая отрасль?

— Сейчас государство уделяет большое внимание отечественным IT-продуктам, что вполне разумно в плане будущего развития. Например, в рамках программы создания индустриальных центров компетенций уже одобрены 162 проекта по созданию отечественных аналогов наиболее значимого зарубежного промышленного программного обеспечения (например, Siemens, Autodesk, SAP и др.).

Одно из самых перспективных направлений сейчас – это средства киберзащиты. За рубежом приковано пристальное внимание к российским решениям в сфере информационной безопасности. Это объясняется тем, что они показали реальную эффективность в условиях развернутой «кибервойны», где Россия превратилась в настоящий полигон для отражения кибератак.

Накануне глава Минцифры РФ Максут Шадаев заявил, что масштаб отъезда специалистов из сферы информационных технологий из России в последнее время «не такой глобальный» и серьезного ущерба отрасли он не нанес.

Источник: IView.