Меню

На пути к суверенной цифре

Российский энергетический сектор, несмотря на появившиеся в 2022 году технологические ограничения и санкции, смог не сбиться с ранее взятого курса на цифровизацию. В ближайшей перспективе, считают эксперты, отрасль может стать и вовсе рыночным драйвером развития отечественной микроэлектроники, аппаратного обеспечения и системного ПО.

Российский энергетический сектор, несмотря на появившиеся в 2022 году технологические ограничения и санкции, смог не сбиться с ранее взятого курса на цифровизацию. В ближайшей перспективе, считают эксперты, отрасль может стать и вовсе рыночным драйвером развития отечественной микроэлектроники, аппаратного обеспечения и системного ПО.

Рис. Часть компаний электроэнергетического сектора в 2022 году остановили или заморозили активность в усилении IT-задач и находятся пока в процессе переосмысления

Цифровизация российской энергетической отрасли в 2022 году практически не остановилась, несмотря на исход ряда зарубежных IT-вендоров. В отдельных сегментах переход на цифру даже ускорился. Компании ТЭК стали активнее искать альтернативу в IT-решениях, частично задействуя отечественные продукты или полностью переходя на них.

Болезненно, но не критично

По мнению экспертов, уход западных партнеров, в том числе относящихся к IT, стал серьезной проверкой на прочность для российских компаний, но к текущему времени ситуация стабилизировалась и стала управляемой. К 2022 году ТЭК был одним из лидеров по цифровизации, наряду с банковской отраслью и телекомом, отмечает управляющий партнер DIS Group Александр Тарасов. Правда, в отличие от банковского сектора, ставка делалась на автоматизированные системы управления: контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), системы SCADA, причем доминировали западные решения. «В таких системах "железо" неотделимо от программного обеспечения, и как только иностранные поставщики ушли с российского рынка, предприятия ТЭК столкнулись сразу с комплексом проблем: прекратилось не только сопровождение техподдержки, но и ремонт и обслуживание оборудования. Все мы помним ситуацию с турбиной Siemens и то, на каком уровне решался вопрос с ее ремонтом»,— добавляет он.

По словам вице-президента ГК «Борлас» Аркадия Карева, компании энергетического сектора, как и предприятия других отраслей, в 2022 году столкнулись со всем комплексом сопутствующих проблем. Это и обеспечение бесперебойной работоспособности информационных систем в отсутствие технической поддержки зарубежных вендоров, и потеря устоявшихся логистических цепочек, и, как следствие, необходимость пересмотра планов цифровизации предприятий. «Если в общем оценивать результаты 2022 года, то можно сказать, что год был сложным, но катастрофы не случилось. В большинстве случаев были найдены приемлемые решения, но многое еще предстоит сделать»,— резюмирует господин Карев.

Часть компаний электроэнергетического сектора в 2022 году остановили или заморозили активность в усилении IT-задач и находятся пока в процессе переосмысления, полагает управляющий партнер сегмента «Энергетика и ЖКХ» в компании IBS Виталий Данильчук. Другие, наоборот, заявили о старте своих проектов в области цифровизации. Эту активность можно было наблюдать также в участии ключевых компаний в инициативе правительства по созданию индустриальных центров компетенций (ИЦК). Санкционные риски действительно повлияли на несколько областей. «Первое — это недоступность развития или поддержки решений иностранных вендоров (SAP, Siemens, ABB, GE, Aveva, Oracle). Однако этот фактор значительно ускорил и добавил решимости компаниям как минимум инициировать проекты и искать альтернативы. Вторая область — это сложности с поставками запчастей и оборудования для газовых турбин, а также некоторой линейки оборудования, по которым нет явных российских аналогов. Это направление повысило интерес энергетических компаний к системам предиктивной диагностики и оценке состояния оборудования»,— подчеркнул он.

Самые ключевые решения в 2022 году принимались в сфере импортозамещения, причем срочного, считает сооснователь Napoleon IT Руслан Ахтямов. Для компаний ТЭК это был серьезный вызов, так как практически все крупные заказчики используют у себя иностранное ПО. Для IT-компаний России — это, наоборот, означало новые открывшиеся возможности по замещению этих решений или по разработке новых под задачи заказчика, но при этом и уровень этих решений требуется соответствующий.

Драйвер развития

В целом эксперты позитивно оценивают дальнейшую цифровизацию энергетической отрасли. По мнению руководителя департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Евгения Зараменских, в ближайшие годы в российской энергетике будут формироваться несколько трендов, первый из которых — развитие самостоятельных крупных IT-подразделений, способных вести самостоятельные разработки в области технологических решений. «Сегодня этот тренд иллюстрируется преимущественно "Росатомом" за счет его наиболее устойчивого финансового положения, но со временем подобных предприятий станет больше. Второй тренд — это становление российской энергетики как одного из рыночных драйверов развития отечественной микроэлектроники, аппаратного обеспечения и системного ПО. Третий тренд — практическое осуществление и последующее завершение отраслевого перехода на российские IT-решения. В частности, ПАО "Интер РАО" в начале 2023 года сообщило о переходе на системы 1С, Astra Linux, "Р7-Офис", Postgres и "Инконтрол". При этом российские энергетические компании стали не просто крупным, но еще и стабильным покупателем на рынке информационных систем и ПО»,— отмечает господин Зараменских. <...>

Полная версия статьи — на сайте Коммерсантъ.

Источник: Коммерсантъ.