Меню

Три самых распространенных мифа об 1С

Исторически 1С привыкли считать «программой для бухгалтеров», а разработчиков 1С — «недокодерами». Павел Мельник считает, что пришло время развенчать эти мифы.

Исторически 1С привыкли считать «программой для бухгалтеров», а разработчиков 1С — «недокодерами». Павел Мельник считает, что пришло время развенчать эти мифы.

Миф №1. 1С — это только для бухгалтеров

Так думают многие современные студенты факультетов программирования, которые никогда лично не работали в системе и не проходили язык 1С в рамках стандартной учебной программы. Я много ездил по институтам с презентацией наших курсов 1С и часто сталкивался со снисходительным отношением. Поначалу 99 процентам студентов казалось, что 1С — это устаревшее программное обеспечение для бухгалтеров, и что в этой сфере нет ни интересных кейсов, ни достойных окладов. Когда я рассказывал, с каким уровнем сложности задач мы ежедневно сталкиваемся на проектах по внедрению, насколько разными могут быть предметные области, в которых разработчику на 1С обязательно нужно разбираться, каковы средний объем рынка и темпы профессионального роста, отношение в аудитории менялось на глазах. По итогу встречи порядка трети студентов записывались на курсы.

К счастью, в среде топ-менеджеров крупных российских компаний конкретно этот миф на сегодняшний день удалось развеять. Последние 3–4 года в ходе пресейлов уже никто не протестует, что «1С — это только для бухгалтеров». Сейчас клиентов больше волнуют вопросы: насколько 1С конкурентоспособен в сравнении с западными решениями (SAP, Oracle и другими)? Действительно ли 1С является лучшей российской системой, например, для автоматизации документооборота? Какие еще альтернативы представлены на отечественном ИТ-рынке?

В своем текущем виде 1С — это не одно конкретное решение, а целая платформа и полноценный язык. Помимо конфигураций для розничной торговли, документооборота, управления кадрами, бухгалтерии и многих других, в линейке 1С постоянно растет число специализированных отраслевых решений. Фирма «1С» славится своей уникальной политикой франчайзи: любая компания-интегратор может разработать собственное отраслевое решение и защитить его перед вендором. В случае успешного прохождения процесса проверки новое программное обеспечение будет продаваться в качестве лицензионного на сайте 1С. Большое количество франчайзи и высокая конкуренция развивают рынок, компетенции и качество ИТ-продуктов.

Миф №2. 1С — это малопроизводительная система

Пределы производительности — один из главных вопросов, волнующих представителей крупного бизнеса — особенно тех, кто до этого годами работал исключительно с зарубежными корпоративными платформами. В проектных портфелях отдельных интеграторов есть успешные примеры по внедрению высоконагруженных систем на десятки тысяч пользователей, но большинство заказчиков все равно хотят лично убедиться в мощностях 1С.

Чтобы провести демонстрацию производительности, мы генерируем определенный объем данных (например, 1 миллион транзакций в месяц), закрываем период и показываем, что система справляется с нагрузкой. В некоторых случаях и этого недостаточно — клиент просит сымитировать нагрузочное тестирование на собственных данных. Это требует несколько бо́льших манипуляций (данные заказчика берутся из другой системы и, следовательно, нуждаются в адаптации под формат 1С), но все равно осуществимо. Должен сказать, что при грамотной оптимизации 1С безукоризненно отрабатывает запросы с целевой для заказчика скоростью и в некоторых случаях справляется даже лучше западных аналогов.

Три самых распространенных мифа об 1С

Мобильный клиент «1С:ERP». Источник: ALP Group

Миф №3. 1С — это неудобный UX/UI-дизайн

Оценки красоты визуализации информации, качества графического дизайна и цветовых решений изначально очень субъективны, поэтому оставим их за скобками. Но что касается юзабилити, удобства использования, 1С, на мой взгляд, критикуют незаслуженно. Коробочные решения в продуктовой линейке 1С достаточно хорошо продуманы и являются интуитивно понятными для конечных пользователей, знающих предметную область.

Тогда откуда берется плохая репутация? Большая проблема заключается в том, что на рынке существуют сотни компаний-интеграторов, занимающихся внедрением и кастомизацией продуктов на базе 1С. На сегодняшний день дилерская сеть Фирмы «1С» объединяет более 10 000 компаний, в партнерскую сеть центров компетенций по ERP-решениям входят свыше 450 компаний, а подтвержденную систему менеджмента качества и ценный статус «1С:Центр ERP» из них имеют лишь около 90 компаний.

Проконтролировать качество каждого внедрения в таких масштабах практически невозможно. Нередко выходит так, что команда внедрения начинает дорабатывать «коробочное» решение исходя из своих личных предпочтений, или просто не уделяет достаточного внимания внешнему виду экранных форм и удобству интерфейса. Огромное количество — не всегда компетентных — команд так или иначе формирует представление бизнеса о системе.

Три самых распространенных мифа об 1С

Мобильное приложение «1С:Документооборот». Источник: ALP Group

Не стоит забывать, что Фирма «1С» существует на рынке с 1991 года. Если ваши представления о функциональности и внешнем виде 1С сложились еще в прошлом веке, значит, пришло время взглянуть на нее свежим и беспристрастным взглядом. Грамотный подрядчик всегда сможет доработать и настроить 1С-систему с умом — так, чтобы она стала максимально удобной, оптимальной и визуально приятной, а также в полной мере соответствовала требованиям конкретного, даже самого сложного и крупного, бизнеса.

Источник: РБК Компании.