Самый очевидный выбор для перехода с привычной SAP – продукты российского вендора «1С» для цифровизации бизнес-процессов компаний. Однако на этом пути возникает ряд препятствий, главное из которых – кадровые ограничения.

После официального прекращения операций компании SAP на российском рынке корпоративных приложений начался процесс миграции отечественного бизнеса на альтернативные ИТ-решения. Как обеспечить необходимый штат компетентных специалистов по внедрению и работе на новой платформе, рассказывает Дмитрий Кичко, генеральный директор ГК «Эдит Про».

Самый очевидный выбор для перехода с привычной SAP – продукты российского вендора «1С» для цифровизации бизнес-процессов компаний: например, «1C:ERP», «1C:Управление холдингом» и множество дополнительных систем для решения нишевых задач. Однако на этом пути возникает ряд препятствий, главное из которых – кадровые ограничения. Скачок запросов на проекты «1С» не подкрепляется ресурсами компаний-интеграторов – они не могут в одночасье нарастить штат компетентных консультантов, внедренцев и разработчиков, специализирующихся на российской системе.

Выбор путей решения внезапного дефицита небольшой: ресурсы образовательных программ вендора, инициатива интеграторов по подготовке новых кадров, а также переобучение высвободившихся в силу объективных обстоятельств специалистов по SAP. Рассмотрим их с точки зрения реализуемости и потенциальной практической отдачи.

Диплом от «1С»

У российского вендора работает серьезная сеть партнерских центров, среди задач которых обозначено и обучение новых специалистов. Около 25 тыс. таких объектов в сочетании с программами «1С» по взаимодействию с вузами, а также возможностями онлайн-обучения призваны закрывать любые потребности в профильных кадрах.

В теории – да, но на практике этот мощный ресурс остается нереализованным до конца. Причины? Компанию и ее решения в качестве карьерной альтернативы модным Python- или Java-разработкам, искусственному интеллекту или веб-дизайну многие молодые ИТ-специалисты не рассматривают. Почему?

Во-первых, мешает стереотип, что «1С» – это система бухгалтерии «у мамы на работе», не все осознают масштабы развития продуктов в рамках «1С». По сути, это полноценная альтернатива вселенной SAP-решений для бизнеса: со своей спецификой и оговорками в плане зрелости и проработанности продуктов, но охват по задачам – сопоставимый.

Во-вторых, до массовой аудитории не доносятся перспективы возможного развития карьеры в рамках «1С»-парадигмы. Уже сегодня архитекторы по решениям «1С» для бизнеса вплотную приближаются к уровню зарплат SAP-специалистов, а он исторически был одним из самых высоких на ИТ-рынке.

Как только до масс потенциальных «1С»-рекрутов удастся донести понимание масштабов компенсации и востребованности системы ведущими и «модными» компаниями, лидерами рынка в своих сегментах, ситуация должна поменяться.

Конвертация: из «SAPеров» в «1Сники»

За этот сценарий говорит сегодня множество обстоятельств, и прежде всего официальный уход SAP. Это высвобождает достаточно большое количество первоклассных специалистов по цифровизации бизнеса во всех сегментах – от разработки и администрирования до консалтинга и внедрения. Однако и здесь есть ряд нюансов.

Первый: коренные отличия самих систем «1С» и SAP друг от друга. Да, на самом верхнем уровне общая логика обеих платформ похожа. Но как только мы спускаемся на прикладной уровень – всё меняется: SAP-специалист, как правило, является крайне узкопрофильным по сравнению с коллегами из «1С», вплоть до компетенций в рамках одного модуля, а иногда и подмодуля системы. В «1С» такое встречается крайне редко: в силу молодости системы и ее изначальной ориентации на средний и малый бизнес «1Сники» вынужденно являются специалистами широкого профиля. Поэтому при переходе с SAP просто выучить модуль-аналог в «1С» не получится: предполагается ощутимый объем совершенно новых знаний. Да, это не совсем обучение с нуля, но и не легкая прогулка в учебные аудитории длиной в месяц.

Задачи переобучения упрощаются только сохранением клиентской базы интеграторов, которые через это получают возможность уже глубоко знакомых с бизнес-процессами заказчиков-«саперов» перестроить на «1С» с минимальным отрывом от реальных задач и стрессом, но максимальной наглядностью.

Как убедить

Одно из главных препятствий на пути массовой миграции «саперов» в «1С» сегодня – сохранение SAP в том или ином виде и объеме на рынке РФ. Формальный уход вендора не означает сиюминутного отключения всех внедренных решений в компаниях. Кто-то ориентируется на carve out SAP-продуктов и их поддержку (и даже на некоторый объем развития) в качестве перманентного решения. Другие компании предполагают параллельный переход на альтернативные ИТ-инструменты, в котором SAP будет играть привычную роль довольно длительное время.

В целом сложность корпоративных ИТ-систем у крупных игроков не предполагает оперативную миграцию: в Enterprise-сегменте такие проекты могут длиться годами. Поэтому специалисты, ориентированные на SAP-поддержку, будут востребованы еще очень долго. На «перековку» в «1С» больше мотивированны те, кто был заточен на внедрение.

В любом случае без официального возвращения SAP в Россию такие проекты не вечны: компетенции по поддержке и потолок возможного развития систем без доступа к ресурсам вендора рано или поздно исчерпаются. Но до тех пор нужно решать вопрос с кадрами для растущих потребностей в «1С»: «саперов» с таких проектов тоже нужно мотивировать на обучение в рамках новых отраслевых реалий.

Взаимное влияние

Стимулом в этом направлении может стать сама природа рынка – сегодня наблюдается пересечение по проектам на обеих платформах. На фоне роста количества проектов по миграции все чаще возникает необходимость знать хотя бы базовые принципы работы другой платформы обоим лагерям специалистов.

Эксперты «1С» также, хоть и в меньшей степени, осваивают SAP для понимания общего контекста проектов миграции. Это обстоятельство может стимулировать развитие специалистов нового профиля, ориентирующихся в обеих платформах, с потенциалом углубления в конкретную специфику в случае необходимости (например, при полном отказе компании от SAP в пользу «1С»).

Конечно, ставку на системность такого взаимного влияния делать не стоит, но в качестве подготовки перехода «сапера» в «1С» рассматривать такие сценарии необходимо, особенно в условиях, когда на счету каждый специалист с опытом в цифровизации бизнес-процессов.

Источник: IT World.