Меню

Учиться или клонировать: по какому пути пойдут российские ИТ?

Государство вознамерилось поддержать ИТ-отрасль, и всем, конечно, интересно, что это значит, как скажется на компаниях и на стоимости акций тех из них, которые стали публичными. Чтобы разобраться, в первую очередь надо понять цели акторов.

Государство вознамерилось поддержать ИТ-отрасль, и всем, конечно, интересно, что это значит, как скажется на компаниях и на стоимости акций тех из них, которые стали публичными. Чтобы разобраться, в первую очередь надо понять цели акторов.

Самый прямой источник – это опубликованные высказывания президента России В. Путина, но их надо внимательно читать и толковать. А мы, в общем-то, отвыкли от такой работы. Что бы там ни говорили, но довольно свободная пресса, которая у нас есть, отучила читать между строк. А уж «видосики» отучили читать в принципе. Они учат принимать к сведению, что кто-то сказал что-то. Ну сказал, а как понять, что это значит?

Вот, к примеру, слова президента: «Российская финансовая система была не готова обеспечивать ресурсами те компании, которые не имеют активов или большой прибыли, но при этом имеют большую перспективу развития».

Эта фраза отражает очень непростое решение президента двадцати- или пятнадцатилетней давности: не финансировать высокорисковые проекты, потому что это не помогает решить госзадачи – наполнить бюджет, выплатить зарплаты, обеспечить оборону.

В этой фразе – ответ тем экономистам, которые пытались убедить государство выбрать «инновационный путь», то есть вкладывать деньги в собственную экономику. Главное, что тут прочитывается, так это то, что финансовая система и раньше была не готова, и неясно, почему бы вдруг оказалась готова в будущем.

Потому что, объективно, идти на риски и делать новое невыгодно. Выгодно – покупать сделанное и проверенное в обмен на природные ресурсы. Раз уж они нам дарованы. Проверено всем постсоветским временем, но доказательств-то не требуется.

Государство все всегда понимало пользу собственного инновационного развития. Но оценивало риски, и, по вежливому выражению президента, «не было готово». В будущем, когда наступят лучшие времена, может быть, наша финансовая система будет готова. А в наше скорбное время не до жиру, и надо положиться на методы, изобретенные еще Государем Императором Петром I: учиться, учиться и учиться и клонировать, клонировать и клонировать. Англичанин-хитрец, чтоб работе помочь, успевает «наизобретать» за машиной машину в таком числе, что мы и сосчитать-то не успеваем, не то что внедрить в экономику.

Теперь на пустопорожнее изобретение за машиной машин денег нет, но держаться надо. Вчера еще, как пояснил президент, «компании активно использовали (...) западные финансовые институты, с которыми сегодня есть известные трудности. Они нам недоступны».

Но что делать? Метод, который его основатель, Стивен Кови, приписал президенту Эйзенхауэру, предписывает «задачи важные, но не срочные» откладывать на будущее.

Вполне в соответствии с этим нерешаемая задача спускается в виде задания: «В короткие сроки сформировать такие механизмы в российской финансовой системе, чтобы быстрорастущие российские компании могли привлекать отечественный частный капитал под свое развитие».

Задача важная, но не срочная. И наказание за невыполнение будет нестрогим: пенсия. Позитивным итогом станет омоложение кадров: тех, кто не справится с этой задачей, заменят на тех, кто рискнет не справиться с будущими задачами. В общем-то, в этом и заключается метод случайного поиска. Лучше пока ничего не придумано. Рубить головы, пока не найдется не только отчаянная, но и адекватная.

Какая задача – и важная, и срочная? Такая, какую Стивен Кови от лица президента Эйзенхауэра предписывает принимающему решения лицу решать самостоятельно и немедленно. Это задача спасения предприятий. Предприятиям немедленно нужен софт взамен того, который продавали Microsoft, Oracle, SAP и прочие. Требуется мозговитое «железо» взамен того, которое поставляли Cisco, Juniper, IBM и прочие.

Кажется, что рабочим решением был бы «параллельный импорт», то есть эксплуатация и обновление систем управления предприятием (ERP) без разрешения разработчика. Звучит фантастически, особенно в случае обновления – ведь их надо скачать с сайта разработчика, ввести какие-нибудь уникальные коды, пароли, а где их взять, если их не дают?

Но проблемы, сопряженные с установкой какого-нибудь отечественного софта, выглядят ужаснее. В реинжиниринге есть известное заключение: установка новой информационной системы означает смену бизнес-модели, которая должна теперь плясать под эту новую информсистему. А значит, нужно отечественное, которое со всех сторон будет выглядеть «как настоящее».

Государство создает условия для возникновения компаний, которые решат эти проблемы. Оно будет комбинировать прямой госзаказ, налоговые и иные льготы, а также разработку альтернативных логистических сетей. Не исключена и конкуренция между теми предприятиями, которые получат поддержку – как и в советское время.

Советская конкуренция предвоенных лет, кстати, была жесточайшей «рубкой» авиаконструкторов, в которой не брезговали и подсыпать песок в топливный бак самолета конкурента. Некоторые авиаконструкторы ушли в преподавание, некоторые – в далекие края, впрочем, и те, и другие завершили жизнь благополучными отставными генералами. А государство отработало паттерны подъема критически важных отраслей, которые вряд ли забыты. Пока оно старается в широких масштабах действовать мягко и в пределах привычных мер, регулирующих сырьевые отрасли.

Например, учредило статус ИТ-компаний. Число таких компаний выросло в 1,75 раз за четыре месяца. Интерес к этому статусу вызван возможностью получения государственной поддержки. Государственную аккредитацию в качестве ИТ-компаний могут получить компании, ведущие деятельность, которую можно отнести к одному из релевантных кодов (пунктов) классификатора ОКВЭД.

Проще говоря, если организация при своей регистрации указала, что разрабатывает или внедряет софт (для ЭВМ!), электронные базы данных, то она может быть аккредитована в качестве ИТ-компании.

Государство разработало ряд льгот для аккредитованных ИТ-компаний. Они перечислены на сайте Минцифры. Среди них компаниям с большим ИТ-департаментом наиболее интересны пониженные тарифы на страховые взносы (6% – на обязательное пенсионное страхование, 1,5% – на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1% – на обязательное медицинское страхование).

Также интересна льготная ставка по налогу на прибыль: 3% в федеральный бюджет, и 0% – в бюджет субъекта РФ. Если в компании достаточная численность работников, занятых в ИТ, и доля доходов от ИТ превышает заданный порог, то она может получать такие льготы.

В связи с этим некоторые крупные корпорации уже выделили и перерегистрировали ИТ-отделы в самостоятельные дочерние компании, указывая при регистрации, что ведут деятельность по тем пунктам ОКВЭД, которые позволяют получить аккредитацию.

Логично, что в списках тех, кто активничает – Сбер, РЖД, Л’Этуаль и структуры Сергея Галицкого. То есть традиционный бизнес, привыкший резать издержки всеми способами. Если часть издержек приходится на ИТ, такой бизнес постарается реорганизовать ИТ так, чтобы минимизировать издержки.

Очевидно, что эта история – не про разработку. А разработка софта для обеспечения устойчивого ведения операций российским бизнесом – это не про сегодняшние публичные ИТ-компании. Это все – про системных интеграторов, у которых с фондовым рынком нет «химии». Зато у государства с ними эта «химия» сейчас есть в форме понуждения к разработке клонов западного софта немедленно.

Свет в конце тоннеля, однако, есть – это перспективы скорого выхода на фондовую биржу большого числа новых разработчиков софта и системных интеграторов. Это соответствует установке президента и даст выбор игрокам рынка.

Однако надо иметь в виду, что у таких компаний будут специфические риски. Неспроста венчурная индустрия пыталась держаться подальше от проектов с участием государства, невзирая на потенциально огромные заказы. Проблема в том, что наказание за невыполнение таких заказов – сурово и неотвратимо. Поэтому брать на себя обязательства по таким проектам отважатся лишь самые толерантные к риску менеджеры.

Для публичных компаний, акции которых уже торгуются на фондовом рынке, поиски плюсов в сценарии с господдержкой требуют отдельного исследования. Для непубличных – все зависит от толерантности их руководства к рискам.

Каждый топ-менеджер ИТ-компании, вероятно, просчитывает варианты – сразу отправлять резюме в госкорпорацию или выходить туда на работу таким извилистым путем, который прошел Всеволод Опанасенко (основатель и владелец «T-Платформ»).

Биографии авиаконструктора Туполева (включая заодно его главного теоретика – академика Некрасова), Королева, Лейбензона, Берга и других советских двигателей научно-технического прогресса – примеры того, как задачи модернизации решались в прошлом. Иски предприятий к новым ИТ-компаниям, которые поставят им решения, не в точности такие, как у Microsoft, SAP и Oracle, могут создать основу для решения кадровой проблемы.

Пирамида Маслоу не устаревает, и потребность в свободе в примитивном смысле внешнего периметра забора – гораздо сильнее, чем амбиции топ-менеджеров. Кадры потекут в госкомпании прямым и коротким путем. Про венчурный бизнес разумно на некоторое время забыть.

Автор: Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам»

Источник: Investing.com.