Меню

Почему ИТ-адаптация ритейла пока в начале пути

Проблемы в ИТ-сфере, которые по итогам введения санкций возникли в российском ритейле, ударили прежде всего по клиентоориентированности. Компаниям, которые заботились об устойчивости основных процессов, было не до развития сервисов для покупателя. Основные инвестиции в цифровизацию ритейла впереди, главный вопрос — когда они начнутся.

Проблемы в ИТ-сфере, которые по итогам введения санкций возникли в российском ритейле, ударили прежде всего по клиентоориентированности. Компаниям, которые заботились об устойчивости основных процессов, было не до развития сервисов для покупателя. Основные инвестиции в цифровизацию ритейла впереди, главный вопрос — когда они начнутся.

На какие технологии пришёлся основной удар санкций

«Максимально критичными оказались проблемы с теми ИТ-решениями, которые автоматизировали основные бизнес-процессы ритейлеров. Это торговые программы, все системы, которые связаны с обработкой заказов, их сбором и доставкой, закупкой товаров, учётом остатков, складской обработкой и транспортировкой, — рассказывает Иван Денисов, генеральный директор компании GTLogistics. — Если решения затрагивали один из этих секторов, то это было критично для бизнеса. К примеру, для крупных компаний, которые уже перешли на WMS или TMS-решения (системы управления складом и перевозками. — “Эксперт ЮГ”), переход обратно на ручной режим возможен, но приведёт к серьёзным потерям в эффективности, колоссальному росту потребности в дополнительных квалифицированных сотрудниках, а решить эту проблему в короткие сроки сложно».

«В компаниях розничного бизнеса наблюдается проблема с иностранным ПО, которое, как правило, глубоко интегрировано в разные бизнес-процессы, — говорит региональный директор Южной локации Axenix Виктория Супрунова. — В основном это касается систем для прогнозирования и пополнения товарных запасов, таких как JDA, SAP-IBP, SAS. Второй критичной точкой в ИТ для направления ритейла стали облачные ИТ-решения с хостингом не в России. При этом у ритейлеров, внедривших и широко использовавших функционал SAP ERP, мы не видим резкого перехода на российское ПО, хотя идеи о постепенном уходе из SAP озвучивают многие. Но планы такого перехода прорабатываются не один день. В выигрыше окажутся компании, которые начнут реализовывать планы по замене иностранного ПО раньше других».

Замена на азиатские решения — это риски попадания в зависимость уже от других вендоров, поэтому российские ритейлеры предпочитают отечественные решения во всех критичных для них сферах
Как замечает Александр Иванников, директор по развитию бизнеса mClouds, «облачный» рынок России пережил активный рост с марта 2022 года в связи с уходом таких западных вендоров, как AWS, Azure, Oracle, Google Cloud. Сотрудничество с ними оказалось проблемным для российских компаний, в том числе и по соблюдению требований ФЗ №152 «О защите персональных данных».

«Торговым сетям, которые долгое время пользовались зарубежным софтом, пришлось заново создавать систему, — комментирует Александр Воронкин, руководитель направления комплексных решений Mango Office. — Здесь у компаний осталось несколько вариантов: оперативно ставить самописцы, то есть создавать внутренний софт на основе ПО с открытым кодом, или делать выбор в пользу отечественных разработчиков. Для ритейла всегда важна лояльность клиентов, так что все инновации направлены на улучшение покупательского опыта: появились электронные чеки, любая уважающая себя компания делает мобильное приложение. Продавцы всегда хотят держать руку на пульсе и получать от заказчика обратную связь, причём через разные каналы. Поэтому компании из ритейла сейчас — лидеры по внедрению инструментов омниканальности».

«Проблем не удалось избежать даже тем, кто встал на рельсы импортозамещения до 2022 года, — говорит Сергей Чуканов, генеральный директор SimpleOne. — Так, один из наших клиентов, компания “Монетка”, крупнейший ритейлер Сибири и Урала, принял решение о переходе с иностранной ServiceNow ещё осенью 2021 года. Зимой стартовал проект перехода на нашу платформу, и прямо в его разгар текущий поставщик уведомил, что полностью отключит клиенту доступ к своему решению через три дня. Это означало, что новое решение необходимо ввести в эксплуатацию к этому сроку, иначе клиент останется без инструмента управления ИТ-подразделением и процессами эксплуатации торговых точек. Пришлось настраивать интеграции за 48 часов вместо запланированных двух-трёх недель».

Какие проблемы впереди

При этом некоторые эксперты считают, что основные проблемы впереди. «Крупный ритейл активно пользовался технологией по роботизации бизнес-процессов, — рассказывает Татьяна Мошкина, управляющий партнёр IAS Digital. — Например, “Лента”, “Магнит” борются за покупателя и постоянно оптимизируют внутренние бизнес-процессы. Роботизация стала популярна среди ритейлеров в последние годы. Роботы помогают ритейлерам отрабатывать заявки на поставку продукции, формировать списки сотрудников, которые прошли обучение, направлять различные оповещения сотрудникам, формировать отчёты по занятости сотрудников, напоминать сотрудникам о необходимости проходить медицинский осмотр, и не только. Ритейлеры обычно закупают лицензии на год или три года. У некоторых лицензии уже заканчиваются. Повезло тем, кто успел купить лицензию на три года: эти ритейлеры могут ещё какое-то время выбирать аналоги и переходить на новые платформы не спеша. Но почти все крупные российские ритейлеры стоят перед вопросом выбора прямо сегодня. Если переход не состоится, компании потеряют в скорости. Поскольку рынок ритейла очень конкурентный, замедление может сильно повлиять и на положение на рынке».

Ряд экспертов говорят о том, что снижение удобства покупатели уже вполне могли заметить. В некоторых сетях исчезли системы самообслуживания, в онлайне покупателю мешало отключение сервисов поиска, в которых обычно использовались облачные решения, а также увеличение числа сбоев CMS-сервисов.

«Уход западных вендоров сказался практически на всех направлениях: от складов (уход SAP, Manhattan) и учёта (тот же SAP и Microsoft) до экосистемы цифрового маркетинга, где работало множество решений (те же SAP Commerce Cloud, решения по персонализации, CMS-решения, Digital Asset Management), — объясняет директор по развитию бизнеса ИТ-компании “Формат кода” Александр Жуков. — К счастью, мало затронуты кассовые решения, за исключением систем самообслуживания, которые много кем покупались “под ключ” у западных производителей. Уход вендора не означает прекращения работы самого решения (помимо облачных), в значительной мере индустрия от них зависит и сегодня. Однако с точки зрения развития омниканальности и реализации новых проектов сейчас многие розничные компании находятся то ли в логическом тупике, то ли в выжидательной позиции. Самое критичное последствие ухода вендоров — остановка развития с точки зрения сервиса для клиента».

Как ситуация повлияла на рынок ИТ-решений

Ритейлеры понимают, что замена на азиатские решения — это риски попадания в зависимость уже от других вендоров, отмечает Иван Денисов. Поэтому российские ритейлеры предпочитали отечественные решения во всех критичных для них сферах. С выбо­ром помогает определиться Реестр отечественного ПО. Уровень софта — например, платформа 1С, которой активно пользуется ритейл — вполне соизмерим с уровнем зарубежных платформ.

«Переход на российский софт — непростая задача, которая зависит от сегмента ПО, — рассказывает Борис Попов, директор по развитию бизнеса краснодарской компании Vinteo. — Не все отечественные аналоги соответствуют иностранным продуктам, не всегда в ритейле получится заменить один компонент системы на другой. Самая большая проблема — ритейлу нужно постоянно адаптироваться и расти, работать с потребителями, у компаний нет времени на долгие тестирования решений или простои из-за сложностей с вендором».

«Сейчас концентрация и конкуренция ИТ-игроков в сфере ритейла достаточно высока, сложившаяся мировая ситуация подтолкнула ИТ-компании к созданию российских разработок, — говорит Виктория Супрунова. — Но, несмотря на наполненность ИТ-рынка уже российскими предложениями, бизнес не готов пока их воспринимать всерьёз. Скорее, он присматривается и изучает. К тому же высокая стоимость предлагаемых ИТ-продуктов вызывает недовольство у покупателя. Есть мнение, что “дорогие” системы уже ушли, а “местное” должно стоит дешевле. Это ошибочное представление».

Одно из решений для ритейл-индустрии, предложенное командой компании Axenix (ex-Accenture) — это In.Plan, российская гибкая модульная Enterprise-платформа, которая является многофункциональным инструментом интегрированного планирования цепей поставок.

«Сейчас появляется множество молодых отечественных решений для сферы ритейла, помимо этого, уже сформировались отдельные крупные предприятия, — считает Андрей Ремесленников, руководитель грантового подразделения группы DV-consulting. — Примером является резидент технопарка Сколково Napoleon IT, продукт которого — PowerPrice — это комплексное Saas-решение для сбора цен пересекающегося ассортимента локальных конкурентов, последующей обработки и анализа данных, автоматического изменения цен в своей сети. Можно также выделить CERA Marketing. CERA решает проблему контроля ключевых точек в магазинах, от которых больше всего зависит товарооборот магазина».

«Если брать разные сегменты ИТ-решений, то относительно безболезненно в ритейле удалось заместить видеосвязь, — дополняет Борис Попов. — В этом сегменте после 24 февраля 2022 года количество запросов к отечественным разработчикам существенно возросло — мы в Vinteo фиксировали трёхкратный рост числа обращений за нашими ВКС-продуктами».
Главное, что предстоит в 2023 году, — сформировать планы развития и начать свою оптимистично-устойчивую позицию переводить в движение вперёд. Важнейшие решения ещё впереди«Будет перестраиваться ландшафт, — полагает Александр Жуков. — Если раньше SAP решал комплекс задач как единый “монолит”, то сейчас нужно будет внедрить и проинтегрировать пять-шесть различных систем на его место. В целом это даже положительная тенденция, но существенные инвестиции и риски сдерживают руководителей. Ритейл сумел мобилизоваться и быстро поднять упавшее, научился игнорировать нарушенные вендорами лицензионные соглашения, включился в новые отношения по поддержке. И теперь оптимистично смотрит в будущее, пытаясь понять объёмы вложений в замену/развитие систем. Главное, что предстоит в 2023 году, — сформировать планы развития и начать свою оптимистично-устойчивую позицию переводить в движение вперёд. Важнейшие решения ещё впереди».

Адаптация ритейла требует инвестиций

По оценкам собеседников «Эксперта ЮГ», в целом ритейл оказался неплохо подготовлен к переменам 2022 года, особенно отмечается зрелость крупных игроков. «Но вопросов ещё достаточно, — считает Виктория Супрунова. — Например, некоторые игроки сейчас ищут платформу для интеграции собственных разработок и последующего развития. Кто-то ищет возможность закупки иностранного ПО посредством параллельных каналов, а кто-то пока замер и продолжает использовать имеющиеся On-Prem-лицензии. Мы помогаем компаниям с выбором решений и их интеграции в ИТ-ландшафт».

«Адаптация ритейла в начале пути, — говорит директор по стратегии и сооснователь Napoleon IT Руслан Ахтямов. — Ещё предстоит адаптировать китайские решения и интегрировать их с русскими системами, предстоит внести большие инвестиции, которые сейчас всё сложнее получать в создании российских решений. К сожалению, финансовый рынок и правительство недостаточно выделяют инвестиций для импортозамещения и создания русских решений. Единственным решением, которое сейчас применяется с двойной силой, стало 1С. В него за эти годы было проинвестировано десятки миллиардов рублей. Другие такие решения только зарождаются».

«Большинство крупных сетей успели переориентироваться на российские ИТ-решения, — комментирует Александр Иванников. — Что касается сегмента компаний, которые ещё не используют облачные платформы и обходятся закупками собственного оборудования, то они продолжат сталкиваться с трудностями в ограничениях поставок, проблемами с сервисным обслуживанием и увеличением цен, поэтому в 2023 году мы ожидаем дальнейший рост в сегменте российских облачных сервисов по сравнению с 2022 годом».

«Адаптация идёт, но это тяжёлый процесс, — считает Иван Денисов. — Если с точки зрения основных учётных систем ритейл автоматизирован неплохо, то в отношении WMS и TMS доля крупного бизнеса, который использует профессиональные решения, по нашим оценкам, составляет лишь 10-15 процентов. Собственные самописные решения — ещё 20-25 процентов. То есть от 60 до 70 процентов компаний полностью не автоматизировали свою складскую транспортную логистику и ведут сборку заказов по бумажным накладным, маршруты составляются вручную в таблицах. И это не меньшая проблема, чем необходимость замены западного ПО. Если у компании 300-400 точек доставки в сутки, она теряет порядка 25 миллионов рублей в год на неэффективной транспортной логистике. Для рынка это весьма значимый нерешённый вопрос».

Источник: Эксперт Юг.