Меню

Минцифры хочет разрешить использовать зарубежное ПО «с определенными нарушениями»

Имеется в виду программное обеспечение, лицензию на которое российский бизнес хотел бы, но не может приобрести, поскольку разработчик перестал работать с нашей страной. Как учесть интересы всех сторон?

Имеется в виду программное обеспечение, лицензию на которое российский бизнес хотел бы, но не может приобрести, поскольку разработчик перестал работать с нашей страной. Как учесть интересы всех сторон?

В Минцифры предлагают разрешить бизнесу использовать зарубежный софт с «определенными нарушениями». Об этом заявил глава ведомства Максут Шадаев. «Бизнес не виноват в том, что разработчик ушел из страны и нельзя продлить лицензии. Мы должны создать отдельный механизм для добросовестных пользователей», — заявил глава Минцифры в ходе прямого эфира, отвечая на вопросы участников отрасли.

Комментирует председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко: «Мы всегда ждали, что наконец-то перед разработчиками отечественными перевернется грузовик с карамельками и мы будем разрабатывать отечественные ОС и разные программные продукты, внедрять их и все будем счастливы и выгоним всех негодяев за рубеж. Начало СВО привело к тому, что очень много игроков ушло с рынка и мы оказались один на один с огромным пластом задач. Условно говоря, перед нами перевернулся не грузовик с карамельками, а эшелон и еще вмазался самолет с патокой, чтобы это все соединилось. У нас программных разработчиков мало, потому что часть из них уехала, а нам нужно наращиваться. То есть мы попали в ситуацию, когда нужно все менять, и быстро, а нет ни людей, ни возможностей. И главное, что этот цикл разработки ПО должен охватить всю цепочку. И выясняется, что провести импортозамещение, как мы бы хотели, не получается. Поэтому нужно какие-то истории легализовывать. Существует проблема, которую мы себе принесли: мы так хорошо защищали авторские права, что сейчас, если у вас дизайнерская компания и работает с Photoshop и он нелегальный, то ваш дом — тюрьма. Самое главное — заменить Photoshop на отечественный продукт не получится, его нет пока. Когда он появится, неизвестно. Оптимисты просят Минсвязи: «Дайте нам 20 млрд, мы через год вам выдадим результат», а пессимисты хмыкают и говорят: «Надо года три-четыре». Поэтому Максут Шадаев пытается нарисовать траекторию, каким образом из этой ситуации выбираться, потому что разорваны все контракты, не существует сейчас западной поддержки на импортное ПО, которое у нас работает, заместить его нельзя, а разрешить — Уголовный кодекс говорит, нет, у вас уголовная статья. Вокруг этой истории сейчас ломаются копья, эмоциональные люди говорят, что мы хотим разрешить пиратство, Шадаев говорит, что речь не о пиратстве, а о том, что если компания работает на SAP, разработчик которого ушел, то пока оно не замещено, надо снимать с руководства компании уголовную ответственность. Если компания уйдет с SAP, то она просто прекратит работу, «1С» не все может заместить».

Максут Шадаев предположил, что можно сделать специальный счет, на который пользователи иностранного софта переводили бы лицензионные отчисления. А потом, когда вендоры вернутся на российский рынок, перечислить им эти средства. Когда это может произойти, глава Минцифры не уточнил.

Источник: BFM.