К унаследованным системам в мире ИТ часто относятся негативно, но они по-прежнему приносят пользу ИТ и бизнесу. Задача CIO и других ИТ-руководителей — решить, в какие из унаследованных систем следует продолжать инвестировать, пишет на портале InformationWeek Мэри Шеклетт, президент консалтинговой компании Transworld Data.

Первой виртуальной системой, ставшей в 1972 г. официальным коммерческим продуктом, была операционная система, работавшая на мэйнфрейме IBM 370. С тех пор мэйнфреймы и другое унаследованное оборудование и ПО обеспечивали работу глобальных предприятий. Виртуализация и распределенные серверы Intel пытались вытеснить многие из этих систем на протяжении многих лет — но удалось ли им это?

Что такое унаследованная система

Унаследованную систему можно определить двумя разными способами.

Первый способ — это определение унаследованной системы как «старой» или «древней». Это было маркетинговым ходом индустрии распределенных вычислений в 1990-х, когда она заявила, что «мэйнфрейм мертв» и что эра унаследованных вычислений закончилась.

Второе определение — это «сделано на века». Недавно один CIO из гостиничного бизнеса рассказал мне, что его мэйнфрейм не выходил из строя более 30 лет — феноменальный результат, учитывая, что этот компьютер обрабатывает сотни тысяч транзакций каждый день.

Этот CIO не одинок. 44 из 50 крупнейших банков, организаций здравоохранения и государственных учреждений, а также все 10 крупнейших страховых компаний используют мэйнфреймы для обеспечения критически важной деятельности. Мэйнфреймы также обрабатывают 30 млрд. транзакций в день и выполняют 90% всех операций с кредитными картами.

Однако унаследованные системы — это не только мэйнфреймы.

Пакет программ Microsoft Office используется предприятиями уже более 25 лет и не собирается исчезать. ПО для планирования ресурсов предприятия (ERP), такое как SAP и Oracle, также существует по меньшей мере столько же лет.

Эти системы остаются на своих местах, потому что у предприятий есть большое количество сотрудников, которые продуктивно их используют, и системы продолжают приносить пользу бизнесу. В других случаях их слишком дорого заменять, поэтому они остаются.

Задача CIO и других руководителей ИТ и бизнеса — решить, какие из унаследованных систем заслуживают дальнейших инвестиций. При каких обстоятельствах следует рассматривать обновление унаследованных систем? Вот четыре сценария:

1. Когда система является лучшей в своем классе

Преимущество унаследованных систем в том, что они являются стабильными технологическими платформами, которые долгое время приносят пользу бизнесу. Они имеют большую экосистему разработчиков и отраслевых специалистов, которые понимают как базовую технологию, так и отраслевые вертикали, которые эта технология поддерживает.

Например, ERP-система, которая может быть адаптирована к потребностям различных отраслевых вертикалей (например, розничной торговли, тяжелого машиностроения, финансов и т. д.), как правило, поддерживается поставщиком с помощью штатных специалистов по технологии и отраслевой экспертизе. Поставщик понимает болевые точки каждой отрасли и идет в ногу с новыми технологическими тенденциями.

Примером (опять же в ERP) является переход в последние семь лет поставщиков ERP на облачные версии своих систем. Это позволяет клиентам продолжать использовать знакомое им ПО, но в облаке, которое они теперь предпочитают внутреннему развертыванию.

В подобных ситуациях поставщики поддерживают свои продукты, и они продолжают приносить пользу бизнесу. Кроме того, поставщики инвестируют в будущее своих продуктов. Поэтому имеет смысл рекомендовать обновление унаследованных продуктов.

2. Когда вы вкладываете значительные средства в пользовательский код, который приносит пользу вашему бизнесу

Есть компании, которые в течение многих лет разрабатывали тысячи строк пользовательского кода, работающего с конкретной унаследованной системой. Этот код дает компании стратегические преимущества по сравнению с общей системой коммерческого класса. Кроме того, у компании есть внутренние ресурсы и знания для продолжения поддержки этой системы.

В такой ситуации предприятие может потерять конкурентные преимущества, если перейдет на новую, более универсальную версию системы.

Хотя обновление (и поддержка) унаследованных систем из-за пользовательского кода не является популярным вариантом инвестиций в ИТ, оно имеет место и может быть оправдано для компаний, которые продолжают получать благодаря ему конкурентные преимущества.

3. Когда менять систему слишком дорого

Смена системы выходит за рамки экономики. Необходимо вложить средства в перепроектирование бизнес-процессов. Пользователи должны быть переквалифицированы для работы с новой системой. Во многих случаях ИТ-отделу также требуется обучение, чтобы узнать, как лучше поддерживать и улучшать новую систему.

В качестве примера можно привести офисные системы. Здесь глубоко укоренились такие основные программы, как Microsoft Office. Пользователи не только знают, как с ними работать, но и имеют дополнительное преимущество благодаря простоте взаимодействия со многими другими компаниями, использующими ту же систему.

Это тот случай, когда имеет смысл инвестировать в обновление унаследованной системы, пока она продолжает приносить пользу бизнесу.

4. Когда система может быть интегрирована

Мэйнфрейм IBM больше не работает исключительно под управлением собственной операционной системы z/OS. На нем также могут работать многие гостевые системы Linux, Unix и Windows.

Коммерческое ПО, такое как SAP или Oracle ERP, больше не функционирует только в своей собственной среде. Эти программные пакеты предлагают сотни API, которые позволяют им легко интегрироваться с другими системами, чтобы обмен информацией происходил без значительных усилий.

Если у вас есть унаследованная система, в технологическое развитие которой активно инвестирует ее поставщик, и если система достаточно гибкая, чтобы работать с любыми другими внешними приложениями и технологиями, вы вполне можете оправдать инвестиции в ее обновление.

Источник: IT Week.