Меню

Как российские грузоперевозчики выживают в условиях санкций

Вместо логистических хабов в ЕС — Азия, Индия и Турция; вместо стратегических планов — операционные; вместо долларов — юани, дихрамы и рупии; ускоренная цифровизация, ориентация на отечественные платформенные решения, IT-разработки и маркетплейсы — так, по мнению генерального директора “Деловых Линий” Фарида Мадани, завершился непростой 2022 год для отечественных транспортных компаний. Искать быстрые и прорывные решения для отрасли стало залогом выживания в турбулентный период.

Вместо логистических хабов в ЕС — Азия, Индия и Турция; вместо стратегических планов — операционные; вместо долларов — юани, дихрамы и рупии; ускоренная цифровизация, ориентация на отечественные платформенные решения, IT-разработки и маркетплейсы —  так, по мнению генерального директора “Деловых Линий” Фарида Мадани, завершился непростой 2022 год для отечественных транспортных компаний. Искать быстрые и прорывные решения для отрасли стало залогом выживания в турбулентный период.

Санкции западных стран кардинальным образом изменили отечественный рынок грузоперевозок, нарушив стабильные и проверенные логистические маршруты импорта и экспорта в Россию с северо-западного направления.

Мир меняется

Грузооборот автоперевозок в Европу с весны 2022 года упал на 40%.  Однако, возникшие сложности не привели к полному прекращению поставок в страны Европейского Союза и Америку. Несмотря на удлинение логистического плеча и изменение сроков грузоперевозки, которые на сегодняшний день увеличились на 14 дней, волатильность тарифов и очереди на границах, спрос на эти направления сохраняется, а значит задача логистов —  найти любую возможность для перевозки товаров в страны дальнего зарубежья. Транспортным компаниям к концу года это сделать удалось. Регулярная доставка для российских компаний сегодня доступна из Германии, американских континентов — и в обратном направлении.

В решении задач по перевозке европейских грузов в 2022 году логистам помогают дружественные государства, товарооборот с которыми с каждым годом у России увеличивается. Казахстан, Беларусь, Киргизия, Иран, Индия и Арабские Эмираты — одни из самых перспективных направлений коридора “Север-Юг”, потенциал которого оценивается около 25 млн. тонн к 2030 году при условии развития оптимистичного сценария. Финансовые ограничения, возникающие на северо-западном направлении, с лояльными государствами решаются путем перехода среднего и малого бизнеса на расчеты в китайских юанях, индийских рупиях, эмиратских дирхамов и казахских тенге.

Турецкий поток

Важную роль в платежах играют и лиры. Сравнивая показатели прошлого года и сентября 2022 можно говорить, как минимум, о двукратном росте товарооборота между Турцией и Россией. Маршруты по этому направлению прекрасно работают, благодаря чему в стране активно появляются как товары народного потребления, так и высокоточная электроника, запасные части для автомобильной и хозяйственной техники. Особенно привлекателен маршрут с точки зрения развития международного транспортного коридора “Север-Юг”, прогнозируемый ежегодный объем перевозок к 2030 году по которому превышает сегодня на 40% показатели Евразийского банка развития, озвученные год назад.

Китай и юго-восток Азии — ещё одно активно развивающееся направление автомобильных грузоперевозок и авиадоставки. Ослабление со стороны Китая коронавирусных ограничений, модернизация погранпереходов и завершение строительства моста через Амур вблизи Благовещенска создали необходимую инфраструктурную основу для реализации автомобильных грузоперевозок — достойной альтернативы доставки в контейнерах.

Главные тренды

Высококонкурентная среда побуждает отечественные транспортные компании уделять еще большее внимание качеству оказываемого сервиса, оптимизировать расходы и повышать безопасность грузоперевозок. Поэтому, когда IT-гиганты (SAP, Oracle) ушли с рынка, операторы в срочном порядке начали искать им замену в лице отечественных компаний.  Достойные сервисы на российском рынке удалось найти. Благодаря их использованию компания сэкономит от 2% до 7% стоимости перевозки. Этому способствует гибкая система торгов и сервис мониторинга рыночных ставок. К слову, внедрение информационных технологий — главная тенденция 2022 года. Согласно данным опроса Pitchbook Data, 86% транспортных компаний считают цифровизацию лучшим способом сокращения расходов.

Экспресс-доставки и перевозки малогабаритных грузов — второй по значимости микротренд, популярность которого будет увеличиваться с ростом продаж на маркетплейсах. В топ важных для транспортных компаний направлений развития в этом году вошли расширение географии перевозок, “обеление” рынка, логистика последней мили и развитие аутсорсинга. Умение быстро принимать решения, адаптироваться к ситуации и не бояться вкладывать ресурсы в развитие — главные навыки участника логистического рынка в 2022 году. Именно они помогли компании в непростых условиях превзойти показатели предыдущего года — причем как качественно, так и количественно. Общий тоннаж грузов у «Деловых Линий» стал больше на 8%, на 11% увеличилось общее расстояние, которое проехали фуры группы компаний.

Правительство РФ также вносит свой вклад в развитие инфраструктуры и создает возможности для поиска операторами лучшего решения в сложившихся условиях. До 2023 года Министерство транспорта не поднимает тарифы на систему “Платон”, для участников ВЭД введены определенные послабления в части таможенного оформления, для грузовых авто изменились условия получения специальных разрешений, допустимое увеличение грузоподъемности составляет в 2022 году до 10% вместо 2% ранее. Кроме этого, модернизируется инфраструктура. Например, на загруженном “Верхнем Ларсе” до конца следующего года государство планирует увеличить количество полос до 40. Сейчас на погранпереходе создано только 12.

Источник: 5 колесо.