Меню

«IT-сообществу не хватает общения»: как развивать российское комьюнити

Какие технологические тренды определят ближайшее будущее компаний и чего не хватает российскому IT-комьюнити, в интервью «РБК Тренды» рассказал первый вице-президент МТС по технологиям Павел Воронин.

Какие технологические тренды определят ближайшее будущее компаний и чего не хватает российскому IT-комьюнити, в интервью «РБК Тренды» рассказал первый вице-президент МТС по технологиям Павел Воронин.

Прорыв ИИ и подзабытая метавселенная

— Когда речь заходит о передовых цифровых технологиях, чаще всего упоминают ИИ, машинное обучение, big data, кибербезопасность. Есть ли в последнее время изменения в этом наборе технологий или подходах к их применению?

— Говоря о технологиях, мы должны понимать временной горизонт их применения. Есть знаменитые «Циклы хайпа» компании Gartner, которые отражают уровни развития технологий. Одни массово внедряются, другие находятся на стадии возрастающей зрелости, третьи — на затухающей. Те технологии, которые вы назвали, сейчас на стадии массового применения и широко используются компаниями.

Самую большую волну хайпа переживает искусственный интеллект. Но этот хайп оправдан. И его новая волна существенно повлияет на то, что будет происходить в ближайшем будущем.

— Каким образом?

— В последние годы много говорили про генеративный искусственный интеллект. Но было непонятно, насколько широко его можно использовать. Потом появилась модель ChatGPT и ее последующие версии, которые совершили прорыв на рынке.

Такие модели — большой риск для поисковиков. В ответ на поисковый запрос обычный поисковик выдает ранжированные ссылки. А ты дальше делай с этими ссылками что хочешь. Но человек, по сути, приходит за ответами на свой вопрос. Генеративные модели дают готовый концентрированный ответ вместо набора ссылок.

Кроме того, генеративный искусственный интеллект помогает заменять работу целого ряда специалистов. И потенциально это может привести к волне повышения производительности труда.

— В каких отраслях и сегментах?

— Это call-центры, sales-подразделения, линейный персонал, истории, связанные с дизайном. Есть большой набор типовых работ в организации, которые может выполнять искусственный интеллект.

Разработка тоже с большой вероятностью будет изменена. Уже есть новая профессия — prompt-инженеры, которые учатся грамотно ставить задачи нейросети, чтобы она их правильно решала. Это сильный disrupt-тренд (подрывной тренд. — «РБК Тренды»).

— А если посмотреть на более длинные горизонты?

— Квантовые технологии — большая история, которая тоже с нами будет, но не сразу. Есть и другие интересные истории, например тренд на метавселенные, хотя о нем немного подзабыли.

— Как вы думаете, почему? И вспомнят ли о нем снова?

— На акционеров компаний Meta (признана экстремистской в России и запрещена) и Apple оказывается достаточно сильное давление. Оно связано с тем, что в это направление вкладывается очень много денег. Станет ли интернет таким, каким его видят в Meta? Существенный шанс есть, но это вопрос дальнего горизонта.

Если посмотреть на среднесрочную перспективу, то большую роль играют технологии open source — и в России, и в мире в целом. Люди из разных уголков планеты совместно развивают какие-то решения, и это получается быстрее, чем если бы какая-то выделенная группа лиц в отдельно взятой компании пыталась бы что-то создать.

Общие наработки потом превращаются в платные enterprise-версии для крупных предприятий. Тренд на импортозамещение в российском сегменте IT тоже сильно связан с open source.

Пять грузовиков и незаменимый Microsoft

— По вашей оценке, российское IT-сообщество по-прежнему встроено в глобальный рынок или мы оказались в полной изоляции?

— Этот вопрос можно рассматривать по-разному. Являются ли российские IT-специалисты разработчиками и потребителями технологий open source? Да, являются. Отобрать у нас open source никто не может, хотя есть попытки закрыть для россиян какие-то сервисы.

Но некоторые технологии, в которых доля open source меньше, в Россию просто больше не поставляют. Есть международное распределение труда, мы потребляем международные продукты, и это нормально. Весь мир так делает. И в кратчайшие сроки заменить все эти продукты российскими очень сложно.

— Какие вы видите основные риски от изоляции?

— Если компания, условно, использовала какой-то продукт от SAP, то при замене его на российский тот же уровень зрелости ты не получишь.

Представьте, что вы перевозите дрова и у вас был немецкий грузовик, который вмещал 10 тыс. дров. А теперь есть только пять грузовиков, которые вмещают по 2 тыс. Стало хуже? Стало. Больше издержек на горючее, водителей. Но можно ли с этим жить? Можно. С учетом перехода от глобализации к локализации весь мир получает эти издержки.

— Когда доступ к западным технологиям оказался ограничен, рынок начал разворот на Восток. Способен ли Китай закрыть наши потребности в IT-продуктах?

— Это технологически сильная страна. Они многое скопировали у западного рынка и много чего создали сами. Но Китай не всегда может в полной мере заместить западные технологии.

Если взять среды разработки, облачные вычисления, хранение данных, серверные истории, то здесь что-то удается, хотя остается вопрос с уровнем зрелости. А есть, например, офисное ПО. У многих стран тут имеются свои заделы, но весь мир по-прежнему потребляет Microsoft.

Кроме того, есть технологии виртуализации, ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия. — «РБК Тренды»), MES-системы (Manufacturing Execution System, система управления производственными процессами. — «РБК Тренды») и прочие, которые пока не совсем удается заместить.

— Какие сегменты сейчас наиболее критичны для технологического суверенитета и чем российским айтишникам заниматься в первую очередь?

— Это очень большой набор — десятки и даже сотни технологий. Существуют сильные российские технологии и решения, но многое зависит от сегмента. Например, 1С для малого и среднего бизнеса очень хорошо работает. А для больших предприятий его еще нужно адаптировать.

Производственные компании сильно страдают в связи с тем, что для них большое количество ПО поставлялось именно западными игроками. Там, где ядро бизнеса было завязано на иностранные технологии, это большой челлендж для компаний и IT-специалистов.

True Tech Day и ценные инсайты

— О челленджах и решениях много говорили на IT-конференции True Tech Day, которую недавно проводила МТС. В чем уникальность мероприятия и что из него удалось почерпнуть?

— Думаю, что участники почувствовали разницу между классической технологической конференцией и True Tech Day.

Для нас важно было уйти от формата PR-конференции, когда на сцену по очереди выходят 20 спикеров и рассказывают, какие у компании-организатора отличные технологии. Поэтому мы позвали много разных людей из разных компаний, которые делились опытом.

Получилась смесь фестиваля и IT-конференции, где обсуждают прикладные технологии и делятся опытом. Несколько тысяч участников пришли офлайн, более 60 тыс. — онлайн.

Было несколько блестящих докладов, я почерпнул для себя много интересных вещей. А после конференции ко мне подходили ребята из других IT-компаний и говорили, что теперь хотят проводить такие же мероприятия.

— Какие инсайты вы получили из выступлений и что больше всего впечатлило из сказанного?

— К сожалению, не все темы мы можем открыто освещать. Были сильные доклады по искусственному интеллекту, big data, архитектуре сервисов.

Кроме того, сейчас в тренде находятся облачные технологии из-за серьезного буста в импортозамещении. Соответственно, появится большой спрос на концепцию Cloud Native и на облачные услуги, причем не базовые, а маржинальные.

В 2022 году произошел резкий скачок спроса на облака по базовым услугам, потому что многие просто лишились доступа к оборудованию. Потеря доступа к ПО в основном не дает такого мгновенного эффекта. Многие компании продолжат работать на западном софте от года до трех лет.

Но переход на импортозамещение, построенное на современном стеке технологий, повлечет рост спроса на cloud-услуги с большой добавленной стоимостью. Это всевозможные платформенные сервисы и системы, и мы это наблюдаем уже сейчас. Долгосрочные истории — ERP-системы, сложные разработки и решения, способные работать без западных вендоров, — на горизонте двух-трех лет будут все более востребованными.

— Какие технологии или решения из тех, что обсуждались на конференции, могут существенно повлиять на экономическое развитие и жизнь людей прямо сейчас?

— Прежде всего генеративный ИИ и технологии open source, которые я уже упоминал.

Точно повлияет история с кибербезопасностью и применение подхода Zero Trust на предприятиях. Он предполагает, что внутри периметра компании или сервиса тоже небезопасно. Поэтому применяется ко всем пользователям — как внешним, так и внутренним. То есть нужно соответствующим образом проектировать архитектуру взаимодействия с сервисом, перебирать кучу процессов, которые затрагивают разработку, использование ПО, управление доступом в компании.

Развитие комьюнити и тренды-2023

— Помимо набора значимых технологий и решений какие выводы можно сделать по итогам True Tech Day?

— Когда в конце мероприятия у нас выступали музыкальные звезды, я вышел в соседний зал и увидел, как много людей просто стояли и общались между собой. IT-сообществу в последнее время очень не хватало общения, возможности обсудить события, которые его волнуют.

Главный вывод заключается в том, что развитием IT-комьюнити в России надо заниматься. И True Tech Day — одна из площадок, где мы пытаемся это делать.

Нужно строить инфраструктуру, которая бы обеспечивала страну всем необходимым. Создавать новые институты, способствующие развитию технологий. Работать по образовательным, научно-исследовательским трекам, на базе предприятий и так далее. Это большая задача.

— Какие инструменты сегодня стоит использовать на образовательном треке?

— Хорошо работают базовые кафедры компаний в вузах. Поэтому мы открываем свои в ведущих университетах, создаем факультеты.

Мы уже запустили два курса на базе факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, один — по backend-разработке на Golang, второй знакомит студентов с методологией DevOps. Также недавно стартовал курс по разработке рекомендательных систем на языке Python в онлайн-магистратуре ИТМО. Авторы всех программ — ведущие архитекторы и разработчики компании, а практическая часть строится на реальных проектах МТС.

Одни вузы более открыты к таким форматам, другие менее. Но все движутся в этом направлении, потому что все хотят готовить специалистов, которые востребованы на рынке.

— Когда совместная работа вузов и компаний даст выраженный эффект?

— Обучение занимает несколько лет, поэтому быстрых эффектов ждать не стоит. Но в вузах много сильных ребят, и если работать с их потенциалом, то можно вырастить очень важных для компании людей. Такие люди могут многое поменять в организациях. И чем больше сильных ребят мы соберем, чем более правильное образование им дадим, тем больше технологий и разработок они создадут.

— Есть ли эффективные образовательные форматы за рамками вузовских площадок?

— Мы активно сотрудничаем не только с вузами, но и со школами. Приглашаем ребят к нам в офис, рассказываем про профессии на IT-рынке и про то, какие для них нужны навыки. На прошлой неделе я летал в Тюмень, выступал перед участниками Всероссийской олимпиады по информатике. Говорил о том, какие вузовские программы считаю наиболее прикладными, об актуальных IT-направлениях, стеках и заодно рассказал о цифровых продуктах МТС и задачах, которые решают команды.

Не могу не упомянуть наш образовательный центр «МТС.Тета», в котором наши топовые специалисты помогают освоить разные языки программирования и стеки технологий. Курсы бесплатные, и пройти их может любой желающий. Лучших выпускников мы приглашаем на стажировку, а самые перспективные могут даже сразу получить оффер.

— Учитывая, что новая волна специалистов пока учится, а IT-комьюнити развивается, какие тренды мы будем наблюдать в российском IT-секторе в 2023 году?

— Довольно правильная была политика в отношении IT-специалистов (приняты несколько пакетов поддержки IT-отрасли, ограничено использование зарубежного софта на критической инфраструктуре. — «РБК Тренды»). Надеюсь, она продолжится. Чтобы творить, людям нужно ощущение безопасности, в том числе экономической.

Тренд на импортозамещение будет по-прежнему сильно влиять на IT. То же самое касается использования искусственного интеллекта.

Скорее всего, усилится конкуренция за кадры. Технологические компании будут вкладывать еще больше в то, чтобы привлекать правильных людей.

А людям, в свою очередь, надо быстрее адаптироваться и меняться самим. Трансформировать собственные подходы и понимание того, что ты вообще делаешь. Так что трек обучения и переучивания, lifelong learning тоже будет очень важен. Причем не только в 2023 году, но и в перспективе.

Источник: РБК Тренды.