Меню

Импортозамещение и «железо»: промежуточные итоги середины года

Основным драйвером, определяющим развитие ИТ-рельефа в стране, было и остается импортозамещение (хотя сейчас принято говорить о «технологическом суверенитете). Этот тренд, судя по всему, будет ключевым еще очень долго. С одной стороны, это отвлекает ресурсы от стратегического развития. С другой, в итоге, способствует повышению гибкости и адаптивности российских предприятий.

Основным драйвером, определяющим развитие ИТ-рельефа в стране, было и остается импортозамещение (хотя сейчас принято говорить о «технологическом суверенитете). Этот тренд, судя по всему, будет ключевым еще очень долго. С одной стороны, это отвлекает ресурсы от стратегического развития. С другой, в итоге, способствует повышению гибкости и адаптивности российских предприятий. Ускоренное импортозамещение предлагает считать элементом «цифровой трансформации» Алексей Сидорюк, директор по направлению «Цифровая трансформация отраслей и компаний» в АНО «Цифровая экономика».

Еще раз про масштабы задач

Переход на полностью санкционно-независимые решения для огромной инфраструктуры страны растянется на годы и обойдется очень дорого. Например, на железной дороге порядка 50 классов систем, в которых нужно импортозамещение на горизонте до 2025, отметил Герман Суконников, первый заместитель начальника Департамента информатизации РЖД, выступая на мероприятии «Цифровая трансформация и технологическая независимость в промышленности», проведенном «Ассоциацией менеджеров».

Разумеется, проходящие процессы повлияют на темпы развития цифровой инфраструктуры в целом негативно. Даже отсутствие привычных и проверенных годами решений приводит к изменениям темпов развития, говорит Лиана Ермишина, вице-президент по информационным технологиям в «Норникеле». Важно понимать, что ситуация занимает ресурсы как ИТ-специалистов, так и менеджмента. Приходится акцентировать внимание на рисках и жить в операционном управлении этими событиями, отметила г-жа Ермишина.

Аналогичная ситуация и в других крупных компаниях. «Все оказались в одинаковом положении», — сказал Андрей Белевцев, директор по цифровой трансформации в «Газпром нефть». Например, в «Газпром нефть» пришлось более двух тысяч крупных ИТ-систем проанализировать, как отметил г-н Белевцев, ранжировать элементы по критичности и непрерывности, подготовить программу по решению технологических вызовов.

Хард: проблемы есть, понимания нет

С аппаратным обеспечением проблемы наиболее серьезные, на которые следует смотреть шире, чем просто рассматривать серверные системы да клиентские устройства, помня про множество других цифровых решений, с которыми сейчас тоже проблемы. Например, плохо поддается импортозамещению решения для КИП (контрольно-измерительные приборы), как отметила Алиса Мельникова, директор по цифровым и информационным технологиям «Сибур Холдинг». Но это лишь один из примеров, аналогичных девайсов очень много — на промпредприятиях, на транспорте, в городской инфраструктуре и т. д. — и как быть с ними, приходится разбираться по ситуации. Все зависит от типа устройства, вендора, политики последнего относительно российского рынка и т. п.

Вопрос о производстве электроники — от серверных решений до устройств упомянутого КИПа — остается открытым. Доступ к основным фабрикам, на которых создают процессоры по современным технологиям, остается закрытым. Развернуть такие решения на российской территории быстро невозможно, да и вообще проблематично — соответствующее оборудование под санкциями.

В стране есть полный замкнутый цикл российского производства электроники, как напомнила Евдокия Рукавишникова, заместитель директора по цифровизации госкорпорации «Росатом». Пусть он не самый современный — 35 нм — но некоторую часть потребности экономики в чипах может удовлетворить. Такие чипы могут быть актуальны, например, для банкоматов или программно-аппаратных файерволлов (многие решения класса NGFW настоятельно требуют замены!). Однако мощности этих производств невелики — по понятным причинам на гражданские задачи можно направить только часть ресурсов этих фабрик — а вопросы полноты их импортонезависимости еще придется детально выяснять.

В Реестр отечественного оборудования Минпромторга внесен первый российский банкомат. Модель С-200АТМ была создана совместно предприятием САГА совместно с концерном «Автоматика», входящим в структуры «Ростеха». Аппарат работает под управлением российского ПО, сертифицированного всеми процессинговыми центрами страны, но полностью на российские аппаратные комплектующие перевести АТМ не удалось. Разработчики уверяют, что импортные комплектующие поставляют дружественные государства. Предприятие готово выпускать 25 тыс. банкоматов в год, что заметно превосходит потребности российской экономики, которая по предварительным оценкам нуждается в годовом объеме поставок всего лишь 20 тыс. АТМ.

«Параллельный импорт» и одна дополнительная проблема

Идея с «параллельным импортом» при всей своей противоречивости была крайне своевременной. Напомним, что импорт оборудования без согласия правообладателя по законам РФ является административным нарушением, которое может караться как штрафом, так и конфискацией товара. Исключением сегодня является оборудование из списка, утверждаемого Минпромторгом согласно Постановлению Правительства от 29 марта 2022 года № 506.

Заметим, что ввоз оборудования в формате «параллельного импорта» отличался только разрешением на отсутствие согласия правообладателя, во всем остальном требования полностью идентичны обычным, включая, например, санкционирование правообладателем распространения товара в пределах территории, на которой «железо» приобретают с целью перепродажи в Россию. Конечно, возникает множество проблем, где и как брать оборудование для такого ввоза, как быть с положенной по закону гарантийной поддержкой, что делать с требованиями обязательной установки ряда ПО (в случае ПК) и т. д.

Однако недавно Денис Мантуров, вице-премьер и глава Минпромторга РФ, заявил, что механизм параллельного импорта может быть «в скором времени» отменен. Насколько скоро планируют отмену, будет ли она полной или ее распространят лишь для отдельных групп товаров (и в этом случае будут ли в этих группах цифровые товары) пока осталось неясным. Предварительно такой формат предполагали применять до конца года, хотя, например, ФАС заявляла о целесообразности его введения на постоянной основе. Для обеспечения стабильного «параллельного импорта» нужно создать новые каналы поставок, что от российских компаний требует определенных затрат ресурсов. Будут ли в условиях образовавшейся неопределенности российские компании инвестировать в каналы «параллельного импорта», пока тоже неясно.

Заметим, что «параллельный импорт» не универсален. Если поставки клиентских систем можно наладить по таким каналам, то с инфраструктурным оборудованием существуют серьезные проблемы. Большинство серверных решений, СХД и даже сетевых решений являются «подключенными устройствами», то есть при работе взаимодействуют с «облаками» и другими интернет-ресурсами вендора. В нормальных условиях такой подход повышает надежность работы и защищенность решений, но в имеющейся ситуации проблематичен. Например, он позволяет дистанционно «окирпичить» дорогую технику, крайне важную для непрерывности бизнес- и технологических процессов на предприятиях. В принципе, такой доступ можно отключить, что опять потребует затрат, а также снизит надежность и другие эксплуатационные характеристики. Является ли такое снижение приемлемым вариантом или нет — нужно смотреть «по месту», универсального ответа нет.

Автор: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News.

Источник: IT Channel News.