Меню

«1С»: рост доли на рынке на фоне падения объемов

Вся тридцатилетняя история фирмы «1С» и ее партнерского сообщества («близнецы-братья») — это история постоянного расширения присутствия на рынке ПО для автоматизации деятельности разного рода организаций.

Вся тридцатилетняя история фирмы «1С» и ее партнерского сообщества («близнецы-братья») — это история постоянного расширения присутствия на рынке ПО для автоматизации деятельности разного рода организаций. Все начиналось в первой половине 1990-х с «1С:Бухгалтерии» для малого бизнеса, а в новом столетии проходило в виде развития семейства систем «1С:Предприятие» для деловых и государственных структур любого уровня: от самых небольших до гигантских. Но если в сфере СМБ «1С» заняла доминирующее положение уже во второй половине 1990-х, то в состав «российского клуба ERP-поставщиков» (по версии IDC, главного авторитета в области анализа российского ИТ-рынка) компания вошла лишь с 2003 г. Впрочем, и в новой для себя сфере крупных корпоративных клиентов «1С» быстро увеличивала свою долю, обойдя таких именитых поставщиков, как Microsoft и Oracle, с явным намерением на равных конкурировать с SAP, мировым лидером в этой сфере, чему, конечно же, способствовала и проводимая с 2014 г. госполитика импортозамещения.

Уже по итогам 2020 г. (по данным IDC) «1С» вплотную приблизилась к SAP по доле ERP-рынка в денежном выражении: 39,2 и 42,5% соответственно (по числу установленных рабочих мест доля «1С» уже тогда составляла 85%), и год назад некоторые аналитики осторожно говорили, что в 2022-м у российской компании есть все шансы выйти на первую позицию. Но политические события нынешнего года резко изменили картину: уже весной все западные ERP-поставщики объявили об уходе с российского рынка. В этой ситуации можно было предположить, что «1С» в нынешнем году не просто выйдет в ERP-лидеры, возможно, даже преодолев заветную планку в 50%, хотя высказывались мнения, что этот успех, вследствие общего экономического спада в стране, скорее всего не даст прибавки в абсолютных показателях.

Так и случилось: как сообщил директор «1С» Борис Нуралиев на прошедшем 28 октября в Москве очередном ежегодном «Бизнес-форуме 1С:ERP 2022», по итогам текущего года компания ожидает снижения объемов продаж продуктов и сервисов «1С:Предприятия» на 8,1%. Отметим, что подобные спады поставок корпоративного ПО были ранее в 2008 и 2014 гг., но тогда фирма в целом (она продает не только «1С:Предприятие») все же показывала позитивную динамику. В этом же году прогнозируется — впервые за всю историю «1С» (с 1991 г.) — снижение и по общему объему бизнеса всей группы компаний на 7,8%. Как отметил руководитель «1С», весной ожидалось, что спад будет еще сильнее, но во второй половине года рыночная ситуация в стране начала выправляться: продажи в нынешнем октябре превысили показатели этого месяца всех предыдущих лет. В целом, сегодня можно констатировать, что ИТ-рынок восстанавливается после резкого падения в начале года.

Кадры решают все

По оценкам самой «1С» на основе проводимых регулярно опросов своих партнеров, в текущем году не было заметного увеличения числа корпоративных проектов. Некоторые заказчики из-за экономических неурядиц отложили начало запланированных ранее внедрений, а многие пользовали зарубежных ERP-систем также не спешат импортозамещаться, поскольку такая миграция — это очень серьезные и долгосрочные инвестиции, для реализации которых требуется более четкое понимание перспектив на несколько лет вперед. О таких настроениях на ИТ-рынке говорят (правда, преимущественно в кулуарах) и независимые эксперты: по некоторым оценкам, о готовности переходить на отечественные решения сегодня заявляют не более 10-30% пользователей зарубежных ERP-систем. Тем не менее, все наблюдатели согласны с тем, что в следующем году нужно ожидать существенного увеличения крупных проектов на базе «1С:Предприятия», хотя при этом отмечают, что такое повышение спроса будет серьезным вызовом для «1С» и ее партнеров.

Тема дефицита ИТ-специалистов является традиционной для «1С». По результатам традиционных (уже более двадцати лет) опросов клиентов, на первом месте среди «трудностей развития бизнеса» неизменно оказывается «нехватка кадров». Все это время руководство фирмы уделяет первостепенное внимание вопроса подготовки 1С-специалистов (в том числе, активно сотрудничая с системой среднего и высшего образования), но актуальность проблемы не снижается. По данным, приведенным Борисом Нуралиевым, в 2021 г. спрос на программистов в России возрос на 72%, конкуренция на соответствующие вакансии практически отсутствовала, по состоянию на ноябрь 2021-го зарплаты 1С-программистов за год выросли на 47%. Правда, в 2022-м году этот рост несколько приостановился, острота дефицита кадров по ряду позиций снизилась, хотя проблема в целом остается.

По мнению директора «1С», сегодня очень сложно прогнозировать развитие ситуации в условии действия разнонаправленных факторов, когда изменяются параметры и по клиентам, и специалистам. Так, с одной (негативной) стороны, число российских СМБ-предприятий сокращается, часть клиентов с иностранным владением уходит из РФ, и многие компании останавливают программы развития, в том числе в направлении автоматизации и цифровизации. Но, с другой стороны, видно, что кто-то из клиентов занимает новые рыночные ниши и испытывает потребность в изменении бизнес-процессов, а некоторые, особенно государственные организации, нуждаются в импортозамещении, в том числе в виде удовлетворения законодательных требований. Что касается рынка ИТ-кадров, то здесь в течение года был виден отток специалистов за границу, но при этом многие из уехавших продолжают работать удаленно на прежних работодателей, часть ИТ-сотрудников ушедших организаций остаются в России. В то же врем заметно растет интерес людей к переходу на ИТ-специальности (давний тренд, усиленный новыми обстоятельствами). Важно и то, что государство прикладывает большие усилия по увеличению численности готовящихся ИТ-специалистов и удержанию их в стране (рост приема в вузы, создание «цифровых» кафедр, различные социальные и финансовые льготы), подытожил свои оценки Борис Нуралиев.

Расширение партнерской сети в условиях импортозамещения

По мнению наблюдателей, в 2023 г. следует ожидать ускоренный переход заказчиков с зарубежных ERP-систем на отечественные аналоги (а на 80-90% это «1С:Предприятие»). При этом именно в направлении крупных проектов в франйчазинговой сети «1С» наблюдается наиболее серьезный дефицит кадров — несмотря на то, что в последние десять лет фирма приложила огромные усилия (и добилась серьезных успехов) по созданию специальной категории партнеров для работы с корпоративными клиентами. «Крупные организации — это сложные клиенты, их службы очень требовательны и несколько избалованы, — отметил Борис Нуралиев. — Нам нужно использовать знания и опыт тех компаний, которые уже давно работают на корпоративном рынке. Именно поэтому мы сейчас создаем новые партнерские предприятия из специалистов SAP и бывших партнеров SAP, принимаем в свои партнерские ряды мультивендорные компании, ранее занимавшиеся только SAP и другими импортными системами. Они хорошо знают своих клиентов, предметную область, технологии управления и исполнения сложных клиентов. Но их надо учить продуктам и технологиям „1С“».

В рамках этого направления уже сейчас созданы совместные предприятия, в частности:

· «1С-Перспектива» сформирована из бывших топ менеджеров и консультантов SAP, которые имеют хорошее знание западных технологий и богатый опыт сложных проектов. Эта компания будет заниматься поддержкой текущих решений на период перехода и разработкой стратегии перехода. Эксперты SAP будут участвовать в реализации проектов по переходу на «1С» с использованием привычной для клиентов методологии SAP, реализуя при этом генеральный подряд крупных проектов.

· «1С-Бизнес трансформация», команда которой сформирована из бывших специалистов BIG4, ориентирована на оказание консультационных услуги в области трансформации бизнес-процессов и реализацию комплексных проектов автоматизации на базе решений «1С».

· «1С-Премиум» будет оказывать услуги премиальной поддержки на корпоративном рынке, включая планирование, поддержку проектов и эксплуатацию сложных ИТ-ландшафтов, развитие экспертизы заказчиков и выстраивание модели постоянного взаимодействия заказчиков и вендора.

Источник: IT Week.